Недавно закончился курс De-Mystifying Mindfulness от Лейденского университета. В течение шести недель я выполняла все упражнения для домашней практики, слушала лекции, исправно вела дневник наблюдений, сдавала эссе и параллельно зачитывалась руководством по применению mindfulness в психотерапии Clinical Handbook of Mindfulness (Fabrizio Didonna, 2009). Я продолжаю практику, хоть и в менее интенсивном режиме, даже после окончания курса и намерена продолжать в том же духе. Главная сложность с этими практиками заключается в том, что невозможно вычленить – то ли это они такие волшебные, то ли на жизнь и сознание одновременно воздействуют и другие благотворные факторы. Так или иначе, я чувствую, что сильно изменилась за последнее время, и мне очень хочется поделиться своим опытом. Отчасти чтобы самой лучше понять, что со мной происходило последние полтора месяца, отчасти в надежде, что мои маленькие зарисовки станут для кого-то поводом привнести нечто подобное и в свою жизнь. И да, не могу не похвастаться сертификатом!
Начну с нового приобретения: у меня появилось Своё Дерево в парке недалеко от того места, где я снимаю кабинет для частных консультаций и залы для семинаров. Под этим деревом я провела уже немало времени. Медитирую теперь иногда до, иногда после работы с клиентами. Это качественно меняет мой настрой: повышает включенность в процесс и внимательность к собственным ощущениям, улучшает способность к эмпатии и запоминанию информации. Мне нравится после сессии, по дороге домой, садиться на землю под этим деревом, открывать свой дневник и делать записи о прошедшей встрече. А потом минут на 15-20 закрывать глаза и медитировать ни о чем. При должной внимательности можно ощутить, как под землей, на которой я сижу, проезжает поезд. Было интересно наблюдать за своей реакцией на насекомых, которые настойчиво пытаются меня развести на какую-то реакцию, но безрезультатно, потому что значительно повысилась толерантность к дискомфортным ощущениям. Однажды, правда, под конец практики мне на шею село какое-то весьма крупное существо, и я не смогла его не смахнуть, но в ту же секунду прозвенел будильник, отмечающий конец моей медитации. Так что это существо, видимо, просто пришло мне напомнить, что пора бы уже идти домой.
Несколько прекрасных полноценных медитаций удалось провести в беседке на даче, пока у сына был дневной сон. Один раз я усаживалась медитировать при ярком солнце, а когда через 40 минут открыла глаза, оказалось, что моя беседка всё это время укрывала меня от проливного дождя. Мир вокруг преображается, а внутри остается ощущение покоя и неспешности. К середине дня меня, однако, тоже обычно накрывает сонливость, но это удалось воспринять как еще один предмет внутреннего исследования – и, должна сказать, мне теперь гораздо меньше в течение дня хочется спать, хотя я по-прежнему не могу себе позволить биологическую норму часов сна в день. Не знаю, связано ли это с регулярной практикой, но почему бы и нет, если я даю сознанию отдыхать.
По моим ощущениям, отличное время для маленьких медитаций – поездки на общественном транспорте. Так сложилось, что треть лета я провела в электричках, и каждый раз я включаю в наушниках запись небольшой практики минут на 10-20: «3 Step Breathing Space», «Sounds and Thoughts» или «Breath and Body». Даже если в метро надо проехать одну-две станции, я слежу за тем, чтобы не перемещать взгляд по пассажирам и рекламным плакатам, судорожно пытаясь утолить информационный голод, а устремляю взгляд в одну точку перед собой или вовсе закрываю глаза – и слушаю свое дыхание. Если еду сидя, стараюсь держать спину ровно, по возможности не опираться на спинку сидения, хотя бы во время формальной практики. Если еду стоя, то вспоминаю про базовую стойку: колени чуть присогнуты, ноги на ширине бедер параллельно, спина ровная, руки расслаблены, голова не опущена вниз и не запрокинута назад. И еще: я уже много лет не держусь за поручни в общественном транспорте, потому что неустойчивость движущегося поезда или автобуса – это отличная тренировка заземления.
Еще один маленький лайфхак, который открылся мне случайно. На телефоне накопилось много записей audio guidance для медитаций, а когда я слушаю на телефоне музыку, я всегда включаю режим shuffle all. Музыкальные треки перемежаются с инструкциями для медитации, которые теперь иногда спонтанно включаются, напоминая мне звоном тибетского колокольчика или поющей чаши, что пора бы прислушаться к себе. У меня в такие моменты не всегда бывает возможность прослушать всю запись, особенно если это лежачий «Body Scan» или 40-минутная «Sitting Meditation», но это всегда повод приостановить поток мысленного хаоса и восстановить внутреннее равновесие.
А вообще я поняла, что мне нравится медитировать в шумных местах: в людных парках, метро, на своем подоконнике с открытым окном, выходящим на нескончаемый ремонт центра Москвы. Самый странный в этом отношении опыт случился на Патриарших прудах, куда меня занесло после вечерней пробежки в жаркий вечер пятницы. Уселась я такая на траву с видом на живописное отражение подсвеченного особнячка и осознала, что сижу в облаке из сигаретного дыма и алкогольных паров, потому что вокруг меня сотни людей, которые пришли сюда отдохнуть с друзьями. Сначала в таких ситуациях меня накрывает неловкость и горечь изоляции. Потом становится даже забавно, что я могу своим поведением спровоцировать чьё-то любопытство. А потом прекрасно начинает работать практика «Звуков и мыслей»: голоса, запахи, шум машин, контакт с землей, шаги людей вокруг сливаются в одно целое, а изнутри выплывает образ меня самой, которой некуда спешить, не к чему стремиться, не о чем волноваться, потому что прямо сейчас я выбираю тишину внутри.
Однажды я медитировала на детской площадке, сидя на старых двухместных качелях, на которых было удобно сесть, скрестив ноги. Эта площадка находится рядом с железнодорожными путями, поэтому периодически можно наблюдать, как проезжающий поезд отвлекает мысли от дыхания, а потом всё внутри снова оседает и успокаивается. Когда я только уселась, я себя раскачала и сидела неподвижно, и это была красивая метафора того, как мысли замедляются вместе с уменьшением амплитуды раскачивания. Потом качели остановились совсем, и внутри началось смутное раздражение и потребность снова раскачаться, ведь в этом сама суть качелей, – и это было бесценное наблюдение! В практиках осознанности одна из задач как раз заключается в том, чтобы научиться не следовать инстинктивно рождающимся порывам, когда хочется, скажем, сменить позу, почесаться или зевнуть. Сначала нужно изучить это внутреннее рвение, и иногда оно даже само проходит от осознания, что это не так уж сильно мешает моему текущему благополучию. Так же вышло и с этими качелями. А потом я почувствовала, как кто-то подходит ко мне со спины – это были две девочки, которые гуляли на той площадке и проявили ко мне страшное любопытство. Они подкрались сзади, толкнули мои качели и, хихикая, убежали на другую площадку.
Практики осознанности качественно изменили мои отношения с сыном. Я не знаю, заметно ли это со стороны, но я чувствую себя гораздо более счастливой, когда мы рядом, и гораздо более спокойной, когда приходится от него уезжать. Пожалуй, в этом больше всего помогло одно из упражнений повседневной осознанности. Когда происходит что-то приятное, можно на мгновение остановиться и почувствовать: как я понимаю, что мне это приятно? Как это ощущается в теле? Какие мысли приходят в этот момент? В моем случае это были все те мелкие порывы нежности, на которые так щедр мой смешной мальчуган. К тому же мы с ним стали часто обсуждать медитацию, читаем книжку про щенка, который научился медитировать, слушаем дыхание и сердце. Однажды перед сном, когда я думала, что он уже уснул, я села рядом, выпрямила спину и уже было закрыла глаза, а он поворачивается ко мне и говорит:
- Ты что это, медитируешь что ли, мама?
- Да, медитирую.
- Как Будда что ли?
- Не совсем, но я стараюсь.
Отдельно отмечу про взаимоотношения с едой, потому что это один из основных аспектов повседневной осознанности. За эти шесть недель у меня случилось много самых вкусных в жизни приемов пищи. Дома и на солнышке, в кафе и в гостях. Полезные простые продукты вызывают не меньше удовольствия, чем запретные десерты, а уж завтрак – это вообще мое неприкосновенное время, и мне стало гораздо легче принимать тот факт, что я завтракаю гораздо медленнее, чем вся моя семья. Осознанная еда – вообще необъятная тема, к которой я еще обязательно вернусь.
За время прохождения курса я провела несколько собственных семинаров, и было здорово наблюдать, как органично в них встраивается моя собственная практика. Бывают упражнения, которые участники выполняют в парах или тройках, и раньше в эти моменты я раз за разом перечитывала свои записи, старалась со стороны следить за происходящим – в голове происходил организаторский хаос. Теперь удается с гораздо большим доверием относиться к процессу. Я все равно присутствую на 100% и всегда могу подключиться и помочь, если у кого-то из участников возникают вопросы. Но теперь, когда вместо привычной суеты я позволяю себе на 10 минут погрузиться в осознание дыхания и вернуться к себе, я и чувствую себя увереннее, и подаю участникам пример того, насколько это просто и естественно. Будет здорово, если это вдохновит и кого-то из вас попробовать.