Мне в последнее время часто попадается вопрос: "Как понять, эффективна ли работа с психологом?"
Таким вопросом задаются клиенты, которые боятся отдавать деньги за пустую трату времени. Таким вопросом задаются психологи, которые в новых методах и продаваемых тренингах подозревают конкуренцию и попытку вытянуть денег из клиентов. Всюду чудится обман, поэтому хочется после каждой сессии, а тем более в конце работы получить некую гарантию того, что все это было не зря.
Я сама сталкивалась с подобным ощущением, будучи клиентом. Я проходила (и прохожу) личную терапию с разными психотерапевтами, и часто я ловила себя на ощущении, что хочется после каждой сессии выходить с ощущением настоящего откровения, переосмысления, катарсиса, после которых моя жизнь уже не будет прежней. Иначе что же я, просто в кресле посидеть пришла?
В роли терапевта у меня невольно возникает другое ощущение: хочется, чтобы клиент после каждой сессии уходил с ощущением откровения и катарсиса, и надо для этого усиленно работать и быть лучшим на свете терапевтом. Во время обучающих семинаров и супервизии я иногда слышала от коллег рассказы о схожих ощущениях. Но практика показывает, что каждую сессию переворачивать мир с ног на голову - это не всегда хорошо. И вот почему.
Так просто не бывает. Когда речь идет о продолжительной и регулярной работе, человек не может каждую неделю переживать такие потрясения и совершать глобальное переосмысление - иначе уровень стресса бы зашкаливал. Вполне естественно, когда работа происходит неравномерно: какое-то время опыт и факты накапливаются, что-то начинает меняться постепенно, а потом случается эмоциональный всплеск или конкретное событие, которые приводят к более ощутимым переменам в собственном состоянии или жизни. А потом работа снова продолжается - до следующего такого скачка, пока, наконец, не будет решен тот запрос, с которым обратился клиент.
Чрезмерное рвение в погоне за результатом выбивает и терапевта, и клиента из текущего процесса. Вместо того, чтобы обратить внимание, что происходит с ними обоими во время разговора, прислушаться к себе и своим реакциям на разные темы, - в конце концов, вместо того, чтобы пообщаться и в этом общении позволить раскрыться чему-то действительно важному - они оба в своей голове прокручивают идеальные сценарии эффективной сессии, без которой вся психотерапия коту под хвост. Терапевт тонет в собственных гипотезах и диагнозах, а клиент - в ожиданиях и неизменном разочаровании.
Представление об эффективности у клиента и терапевта может не совпадать, и не факт, что кто-то из них прав, а кто-то нет. Например, я как терапевт могу всю сессию слушать о семейной истории клиента, и для меня это будет бесценной информацией, которая откроет новый взгляд на тему, которую он заявлял изначально и которая, казалось бы, не имела никакого отношения к семейной истории. Мне такая сессия многое даст для диагностики и планирования дальнейшей работы, а клиент может выйти с ощущением, что он всю сессию рассказывал о том, о чем и так знал до этого, и никаких ответов на свои вопросы не получил. Какая досада.
Наконец, в погоне за катарсисом теряется один очень тонкий аспект психотерапии, который мне всегда казался одним из самых важных факторов эффективности. Тот час, в течение которого клиент находится в кабинете психотерапевта, - это его личное время. В течение этого часа кресла, диваны, лампы, бумага и карандаши, занавески - всё принадлежит клиенту, и он вправе распоряжаться всем этим так, как ему больше всего нужно именно сейчас. Чтобы сессия прошла эффективно, стоит помочь клиенту понять, чего же ему действительно нужно - это является гарантией совместной ответственности психолога и клиента за результат. Как стоит поставить мебель, чтобы сидеть друг от друга на приемлемом расстоянии? Устраивает ли освещение? Закрыть ли форточку? Эти мелочи являются простыми упражнениями, которые помогают клиенту учиться брать на себя ответственность за собственный комфорт. Например, я почти уверена, что многим клиентам больше всего было бы нужно хотя бы раз за время нашей работы в течение этого часа полежать с закрытыми глазами на диване и просто помолчать. Или посидеть в обнимку с плюшевым медведем. Или даже поспать. Но как мало клиентов, которые были бы готовы попросить об этом сами или согласились бы на мое такое предложение - ведь такая сессия совсем не будет выглядеть эффективной. А жаль.
Я помню, как проводила свою первую группу по телесно-ориентированной психотерапии и предложила участникам одно провокационное упражнение. Надо было, лежа на полу, сначала поэтапно напрячь каждую часть тела - от пальцев ног до макушки головы, удерживать это напряжение, а потом с выдохом резко отпустить его и просто расслабляться с закрытыми глазами. При этом задача была в том, чтобы лежать в тишине и расслабляться, пока я не скажу, что время вышло - а времени я дала на это не меньше 20 минут. Это ОЧЕНЬ долго для такого упражнения, особенно если люди не привыкли к замедлению и тишине. Это гораздо труднее, чем кажется, и рождающиеся в процессе ощущения могут многое сказать человеку о самом себе. Приверженцев постоянной погони за результатом начинает в какой-то момент раздражать необходимость лежать без дела. Кто-то начинает ёрзать, кто-то просто засыпает - это защитные реакции организма, не готового позволить себе расслабление.
Зато надо было видеть лица тех, кому удалось оставаться в контакте с самими собой в течение всего упражнения! Были в той группе те, кто сумел получить истинное удовольствие от этих минут отсутствия дел и спешки, от простого пребывания наедине с собой. В конце занятия они рассказывали, что это было то, чего им действительно не хватало: простого незамысловатого отдыха, который часто кажется таким несущественным, что жалко тратить на него время в своем насыщенном распорядке дня.
Если вам тоже жалко тратить время на отдых и заботу о себе в своей обычной жизни, то решитесь потратить на это хотя бы одну психотерапевтическую сессию. Мне кажется, что за ее эффективность переживать не придется.